ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ - это уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
Нормативные документы:
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 г. №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» |
|
Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 г. №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» |
|
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 г. №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО» |
|
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» |
|
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» |
|
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 г. №ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности |
|
Банки заданий |
|
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) |
|
Банк заданий по функциональной грамотности Просвещение |
|
Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО |
|
Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности |
|
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности |
|
ФИОКО. Открытые задания PISA |
|
ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности |