ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде

Составляющие функциональной грамотности

 

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность​

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление

Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции

Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Нормативные документы:

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 г. №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

ссылка

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 г. №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

ссылка

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 г. №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»

ссылка

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

ссылка

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

ссылка

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 г. №ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

ссылка

Банки заданий

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

ссылка

Банк заданий по функциональной грамотности Просвещение

ссылка

Материалы по формированию ФГ Института стратегии развития образования РАО

ссылка

Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО по функциональной грамотности

ссылка

РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

ссылка

ФИОКО. Открытые задания PISA

ссылка

ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности

ссылка